Рег. номер: СРО-И-018-30122009
Балтийские СРО:
Ассоциация СРО «БОИ» на сегодняшний день объединяет порядка 400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из разных регионов страны, являясь одной из крупнейших и надежных СРО в сфере инженерных изысканий. Материалы инженерных изысканий, выполненных членами нашей Ассоциации, лежат в основе большого количества значимых проектов по созданию жилья, промышленных объектов и транспортной инфраструктуры в разных регионах России. Руководство СРО на протяжении многих лет входит в состав Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков, принимает активное участие в его работе, представляя интересы членов Ассоциации. Также мы активно взаимодействуем с профильными федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, выступая с инициативами и предложениями, направленными на совершенствование профильного законодательства, приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, внедрение инновационных технологий, сохранение и развитие изыскательских организаций.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОИ»
Вход21 июля 2020 года в состоялось онлайн-заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству под председательством Владимира Ресина на тему «Федеральное законодательство и региональные строительные программы».
В заседании приняли участие замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков, депутат Госдумы, председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев, депутат ГД ФС РФ, член Комитета по транспорту и строительству, заместитель председателя Экспертного совета, куратор Секции Антон Жарков, ответственный секретарь Экспертного Совета Светлана Бачурина, генеральный директор «Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», архитектор, член Правления Союза архитекторов России, профессор МААМ Елена Чугуевская, заместитель руководителя Аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Никита Белоусов, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский, председатель Совета СРО «Союз МООСС», Председатель Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), профессор РАНХиГС Михаил Викторов.
От Национального объединения строителей участие в мероприятии приняли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз и исполнительный директор Виктор Прядеин.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков представил председатель Комитета по саморегулированию Николай Капинус.
С вступительным словом к участникам обратился Владимир Ресин. Он озвучил повестку заседания и акцентировал внимание на актуальности обсуждаемых вопросов, а именно - изменения в базовые законы градостроительного регулирования и нормативные акты для поддержки строительной отрасли и первоочередные меры их эффективной реализации в регионах.
В первом блоке, который был посвящён жилищному и инфраструктурному строительству, финансовым инструментам и институту саморегулирования, участники рассмотрели законопроекты № 899967-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований) и № 866900-7 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Елена Чугуевская озвучила по ним два основных тезиса - требования к проектировщикам должны быть закреплены законодательно, а изменения в генплан разумнее делать в рамках гарантийных обязательств.
Скорейшее принятие указанных законопроектов поддержал и Николай Капинус, который со стороны НОПРИЗ отметил, что в первую очередь важна подготовка архитектурного проекта, поскольку этот ответственный этап определяет судьбу всего проекта. Необходим допуск высококвалифицированных кадров, для чего надо ввести обязательную независимую оценку квалификации.
Антон Мороз представил уже озвученную ранее на заседании Экспертного совета 15 июля позицию НОСТРОЙ по законопроекту № 841216-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (в части усиления защиты прав участников строительства), ещё раз напомнив о том, что нужно продолжать совершенствовать правовое регулирование рынка жилищного строительства путем внесения изменений в 214-ФЗ. Он также констатировал, что переход рынка жилищного строительства на механизм проектного финансирования с использованием эскроу-счетов привел к снижению размера оборотных средств застройщиков, необходимых для реализации крупномасштабных проектов в связи с невозможностью использовать денежные средства участников долевого строительства до окончания строительства, что увеличило его сроки. Поэтому нужно и дальше прорабатывать вопрос о поэтапном раскрытии эскроу-счетов. Владислав Преображенский поддержал его по этому вопросу, дополнив доклад своей позицией по законопроекту.
Затем Антон Мороз выступил по Федеральному закону № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» и Постановлению Правительства РФ № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
В частности, он доложил о том, что 7 июля в рамках исполнения новых положений законодательства Минстрой России совместно с НОСТРОЙ провели онлайн-совещание с участием представителей саморегулируемых организаций, по итогам которого министерство разместило на своем сайте ответы на типовые вопросы и примерный раздел в Положение о КФ ОДО СРО. А Экспертным советом НОСТРОЙ, в свою очередь, были утверждены и размещены на официальном сайте Методические рекомендации «О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам». Мороз сообщил, что по состоянию на 21 июля вопрос о представлении займов рассмотрели на общих собраниях членов 8 саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ. Пять из них СРО приняли решение о выдаче займов и изменения во внутренние документы двух из них уже включены в Госреестр. Еще одна СРО решением общего собрания дала поручение правлению разработать предложения по реализации вопроса о займах. Уже в эту пятницу ожидается выплата первых средств.
«55 СРО назначили даты общих собраний на июль-сентябрь и включили в повестки вопрос о представлении замов. Еще 41 СРО планируют провести ОС с рассмотрением вопроса о займах», - добавил он.
Однако, считают в НОСТРОЙ, механизм предоставления займов нуждается в законодательной поддержке.
Во-первых, до сих пор не урегулирован вопрос уплаты налога с доходов, которые СРО получат от предоставленных займов. Несмотря на то, что максимальная процентная ставка установлена на уровне ½ ключевой ставки ЦБ, доходы, которые СРО получат от размещения займов, придется уплачивать из членских взносов всех строителей.
«В НОСТРОЙ подготовили предложение по уплате налогов еще в 2017 году. Сейчас законопроект с этими и другими инициативами по объективным причинам находится в Правительстве РФ. Вместе с тем, считаем возможным выделить эту поправку в Градостроительный кодекс и внести ее через депутатский корпус», - комментирует Мороз.
Второй момент, который может тормозить предоставление займов отдельными СРО – это не решенный до сих пор вопрос о процедуре действий при уменьшении средств компфондов.
«Частичный невозврат займов – нормальная практика любого кредитного учреждения и эти риски закладываются кредитными организациями в стоимость займа. Вместе с тем, СРО такого механизма не имеет. Даже если заём не будет возвращена на 1000 рублей, по действующему законодательству СРО должно будет возместить эти убытки за счет дополнительных взносов всех членов или же Ростехнадзор попытается исключить такую СРО из реестра. Это за то, что строительным компаниям оказывается адресная помощь, предусмотренная Федеральным законом и постановлением Правительства. Мы и Депутаты Государственной Думы этот вопрос также ставили в связи с отзывом лицензий банков. Считаем, что эту инициативу по изменению Градостроительного кодекса тоже нужно поставить в приоритет», - заключил он.
В завершение своего выступления Мороз также кратко прокомментировал законопроект № 839133-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в части изменения порядка работ по сохранению объектов культурного наследия). Он озвучил предложения НОСТРОЙ ввести на данном этапе в №73-ФЗ понятие объекта всемирного культурного наследия, которое не будет тождественно понятию объекта культурного наследия, а также установить специальные механизмы его охраны, дополнить полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах формирования отчётной документации, необходимой для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Никита Белоусов рассказал о Единой информационной системе жилищного строительства, которая представляет собой единый цифровой документ, и предложил включить в неё, том числе, индивидуальное жилищное строительство, а также масштабировать удачный опыт по переводу в «цифру» разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию. Помимо этого, в своей презентации он представил динамику перехода на эскроу-счета, где лидерами стали Челябинская область (75%), Ставропольский край (55%) и Пермский край (54%). Минимальная доля проектов со счетами эскроу в Санкт-Петербурге (24%), Ленобласти (31%) и Рязанской области(28%).
Второй блок был посвящён совершенствованию контрактной системы и контракту жизненного цикла. Участники обсудили Федеральный закон № 449-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 890-р».
Михаил Викторов отметил, что тема госзакупок критикуется много лет. «Многие новеллы 449-ФЗ можно отметить, наконец, свершившимися. Во-первых, строительство исключается из обязательного аукционного перечня. Раньше оно было ориентировано на исполнение госзаказа и когда аукцион, скажем, падал на 20-30%, о качестве не могло быть и речи. Поэтому переход к форме конкурса, учёт к квалификации участника - правильный тренд, который теперь закреплён законом. Неоднократно мы говорили и о повышении роли СРО. Минстрой России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ прилагают для этого все усилия. Но фактически СРО выступает в роли статистов, не отслеживая фазу участия в конкретных торгах. Кроме того, НОСТРОЙ уже вносил предложения о возможности участия представителей СРО в квалификационных механизмах и нужно тщательно продумать этот вопрос».
Виктор Прядеин озвучил предложения НОСТРОЙ по совершенствованию процедуры закупок в строительстве.
Среди долгосрочных мер - необходимо сместить баланс при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции»; внедрить рейтинговую систему оценки участника, учитывающей кроме стоимости, сложность исполнения конкретного строительного контракта и опыт участника закупок; установить исключение обеспечения исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключённым с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн руб; ввести регионализацию закупок по строительству путем установления приоритета для региональных строительных компаний при проведении конкурсов на небольшие строительные контракты (до 60 млн рублей), разработать специальное регулирование системы госзакупок в строительстве на уровне самостоятельного нормативного правового акта.
В качестве краткосрочных мер предлагается установить в Постановлении Правительства РФ №99 требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки при размещении заказа на заключение строительного контракта; обеспечить прозрачность сведений о наличии опыта, установив требование об их размещении в открытом доступе; заменить копию исполненного контракта в перечне документов, которые подтверждают соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, на копию акта приемки объекта капитального строительства; размещать документы, подтверждающие опыт участника размещения заказа в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, или расширить функционал ЕГРЗ; обеспечить автоматизацию процессов размещения Заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и об их частичном и полном исполнении, а также синхронизировать их с данными бухгалтерского учета Заказчиков; сделать доступными для нацобъединений СРО, а также для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок.
С заключительным словом выступил Дмитрий Волков, который заявил о необходимости сокращения нагрузки заказчиков, связанной с конкурсными процедурами.
«Это огромная нагрузка, которая выражается не только во времени, но и в деньгах. В некоторых случаях у нас просто нет конкурентного рынка, и тогда эти процедуры становятся избыточной нагрузкой. Поэтому Минстрой предлагает перейти от одностадийного проектирования к многостадийному, и использовать эту многостадийность для сокращения сроков строительства. Кроме того, нам необходим реестр таких компаний, чтобы понимать их географию и загрузку, что позволит более эффективно и быстро выполнить конкурс».
Прокомментировал замглавы Минстроя и Методические рекомендации о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства, смысл которых заключается в том, чтобы на стадии ТО посмотреть эффективность размещения объектов и подходов к их реализации, а затем создать качественное задание на проектирование.
Еще один важный шаг связан с техническим регулированием. Волков отметил, что остро стоит вопрос того, что делать дальше с институтом специальных технических условий. Сейчас ведомство пытается выстроить одноканальное техническое регулирование в строительстве и отсечь все избыточные требования.
Галина Хованская высказалась по поводу важности того, чтобы наёмное и социальное жильё строилось по контрактам жизненного цикла.
«Я представляю интересы потребителей того, что производит строитель. В настоящее время все больше граждан задумывается о том, нужна ли собственность, часть населения отказывается от приватизации. Кроме того, далеко не все могут сейчас приобрести жилье даже с помощью льготной ипотеки, но решать жилищный вопрос при этом нужно. Мы заинтересованы в том, чтобы наёмное жильё и жильё социального найма для людей с невысоким уровнем дохода строилось по контрактам жизненного цикла. Необходимо переходить на качественное строительство, а не гнаться только за прибылью. Для этого нужны хорошие, качественные строительные материалы и профессиональные строители».
Павел Федяев в своем заключительном слове отметил важность всех обсуждаемых сегодня законопроектов, согласился с аргументированной позицией каждого участника, и высказал уверенность в скорейшем принятии всех документов.
Антон Жарков подчеркнул, что главная задача сейчас - устойчивая работа строительной отрасли, в основе которой лежит ее эффективность, а для достижения последней важно гарантировать согласованность принятых решений. Отдельно он выразил надежду на то, что законопроекты будут приняты уже в осеннюю сессию Госдумы.
В заключение мероприятия Владимир Ресин попросил участников направлять свои предложения в адрес Экспертного совета – все они будут учтены при подготовке Протокола.