Рег. номер: СРО-И-018-30122009
Балтийские СРО:
Ассоциация СРО «БОИ» на сегодняшний день объединяет порядка 400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из разных регионов страны, являясь одной из крупнейших и надежных СРО в сфере инженерных изысканий. Материалы инженерных изысканий, выполненных членами нашей Ассоциации, лежат в основе большого количества значимых проектов по созданию жилья, промышленных объектов и транспортной инфраструктуры в разных регионах России. Руководство СРО на протяжении многих лет входит в состав Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков, принимает активное участие в его работе, представляя интересы членов Ассоциации. Также мы активно взаимодействуем с профильными федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, выступая с инициативами и предложениями, направленными на совершенствование профильного законодательства, приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, внедрение инновационных технологий, сохранение и развитие изыскательских организаций.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОИ»
ВходМинистерство строительства обнародовало законопроект, предполагающий введение формального потолка для роста стоимости государственных строек — ее можно будет менять только внесением правки в федеральный бюджет, пишет сегодня газета «Коммерсант». Кроме этого ведомство Михаила Меня предлагает возложить ответственность за эффективность использования государственных капвложений непосредственно на госзаказчика строек — до сих пор законодательство чьей-либо ответственности за превышение сметы вообще не предусматривало.
Как пояснили «Ъ» в Минстрое, подготовленный законопроект направлен на усиление контроля расходования денег федерального бюджета, выделяемых на капитальные вложения. Эти средства распределяются с помощью Федеральной адресной инвестиционной программы. В 2015 году она предусматривает финансирование строек в размере 822,1 млрд руб., в 2016-м — 711,6 млрд руб., в 2017-м — 716,4 млрд руб.
Вводимое проектом ограничение смет госстроек описано Минстроем лаконично: «Сметная стоимость инвестпроектов… не может превышать предполагаемой (предельной) стоимости», установленной правительством при формировании федерального бюджета.
Исходя из формулировок законопроекта потолок стоимости не будет зафиксирован окончательно, но все изменения в предельную стоимость крупных объектов можно будет вносить только вместе с изменением самого бюджета, то есть под прямым контролем Минфина и Минстроя и при ответственности госзаказчика. Это, по крайней мере, ограничит аппетиты застройщиков от увеличения расходов постфактум (хотя история удорожания проекта моста в Крым показывает, что раздувание смет возможно и до его фиксации в бюджете).
Вторая проблема, решаемая Минстроем,— ответственность за надлежащее использование денег бюджета. Нынешние формулировки закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» не предусматривают ответственности какого-либо лица за эффективность инвестпроекта. При этом, как отмечают в министерстве, критерии эффективности содержатся в постановлении правительства N590 от 12 августа 2008 года: инвестпроекты проверяются на соответствие качественным и количественным критериям, а также предельному значению оценки эффективности использования бюджетных средств. Характер ответственности госзаказчиков в проекте Минстроя не закреплен, и в самом ведомстве пояснить «Ъ», в чем она будет заключаться, не смогли. Отметим, что законодательство РФ не предусматривает ответственности и за превышение смет — все громкие коррупционные дела последних лет расследуют прямые хищения или мошенничества, но не манипуляции со сметными нормативами, их превышение и т. д.
Понятие ответственности вводится проектом только для федеральных заказчиков. Можно предположить, что после отработки механизма он будет продублирован и для регионального строительного госзаказа, но пока стройки субъектов подпадают лишь под контроль региональных счетных палат, а ответственность заказчиков остается нерегламентированной. Объем региональных бюджетных строек, между тем, превышает объем федеральных. В 2014 году, по данным Минфина, на капвложения регионы потратили 1 трлн руб., что составило 11% всех расходов. Так, Москва за год инвестировала в стройки 167,5 млрд руб. (10% всех трат). Впрочем, часть региональных проектов софинансируется из федерального бюджета. Так что, несмотря на то, что Минстрой по неизвестным причинам не требует от регионов ввести аналогичные ограничения к стоимости областных и муниципальных строек (в основном школы, больницы, объекты ЖКХ), софинансируемые из центра расходы регионов на многие десятки миллиардов рублей в год также будут ограничены бюджетным потолком.
Еще одним инструментом ограничения стоимости строек должна стать передача Минстрою контроля разработки, утверждения и применения сметных нормативов (соответствующий проект приказа в ведомстве уже подготовлен). «Разработка сметных нормативов будет осуществляться исключительно ФЦЦС по заданию Минстроя, так как данные сметные нормативы, применяемые при строительстве объектов с привлечением бюджетных средств, являются государственными»,— подчеркнули в ведомстве.
Напомним, ФЦЦС — это Федеральный центр ценообразования в строительстве, разрабатывающий сметы для крупнейших госстроек, который оказался замешан в коррупционном скандале в феврале нынешнего года. Изменение расценок космодрома Восточный привело к тому, что стройка подорожала на 13,2 млрд руб., утверждала тогда Счетная палата. Законопроект Минстроя позволит избежать применения так называемых индивидуальных сметных нормативов, утверждавшихся ФЦЦС на коммерческой основе и являвшихся одним из инструментов увеличения оценки стоимости строительства, или по крайней мере возложить ответственность за их необоснованное применение на само министерство.
В аппарате курирующего Минстрой вице-премьера Дмитрия Козака сообщили, что знают о подготовленном ведомством законопроекте, но не готовы комментировать его в существующей версии, намереваясь дождаться результатов обсуждения и доработки документа.